Реклама ЖК "Изумрудный"

Статьи


2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

декабрь

ноябрь

октябрь

сентябрь

август

июль

июнь

май

апрель

март

февраль

январь

2009

2008

2007

04.06

Как интернет изменил искусство фотографии

Как интернет изменил искусство фотографии

Миллиарды снимков, которые раньше не покинули бы страницы домашнего альбома, хлынули в интернет. Всего за десять лет фотография перестала быть уделом только профессионалов и стала одним из самых массовых увлечений человечества. Как изменилось искусство фотографии с появлением интернета? Удалось ли любителям потеснить профессионалов? Стало ли проще заработать на фотографии?

Из точки, А в точку Б

В середине 90-х годов Борис Мурадов — теперь главный редактор журнала DigitalPhoto — работал специальным корреспондентом «Аргументов и фактов» в Белграде во время операции НАТО против Югославии.

Тогда он снимал на пленку, поэтому помнит, как долго снимки шли в газету. Фотографии переправлялись из Югославии в Россию раз в неделю самолетом.

Аэропорт Белграда не работал: «приходилось ехать либо в Будапешт, либо в Скопье и просить пилотов, чтобы они взяли фотографии с собой. В Шереметьево их встречали сотрудники редакции, везли в редакцию, там сканировали, и только тогда фотографии попадали в номер».

«Сейчас, — говорит Мурадов, — если я снимаю какой-то сверхценный кадр, требующий оперативной публикации, это дело одной минуты — зайти в интернет, набрать нужный адрес и отправить».

К фотографу-путешественнику Дмитрию Шатрову понимание ценности интернета как реальной связи между ним и читателями его блога пришло на Тибете. «Это был переломный момент — я понял, что где бы я ни находился, я могу одновременно быть со всеми людьми», — рассказывает фотограф.

Фотофастфуд

«Фотография быстрого употребления» — одна из главных тенденций интернета. В сети снимок перестает быть выставочным деликатесом и начинает выполнять утилитарную роль — развлекать и информировать.

«С одной стороны, — говорит Борис Мурадов, — это девальвирует понятие фотографии в высоком смысле».

По словам Мурадова, «когда люди видят что-то в большом количестве, они начинают воспринимать именно это как должный стандарт».

С другой стороны, благодаря современным технологиям, а именно интернету, обычные люди стали просматривать гораздо больше фотографий.

«Они поняли, что новости, например, можно отслеживать по фотолентам», — говорит фотограф агентства Франс пресс Дмитрий Костюков, тут же отмечая, что это, в свою очередь, изменило формат подачи фотоматериалов и заставило профессионалов работать по-другому.

Дмитрий вспоминает, как первые репортажи для онлайн-изданий с показов мод состояли из трех-четырех фотографий, которые должны были передать только общую атмосферу.

Однако затем редакторы стали требовать от фотографов как минимум 20–30 фотографий, которые могли бы показать всю коллекцию в деталях.

Директор фотослужбы «Коммерсанта» Эдди Опп напоминает, что фотографии в интернете всего около десяти лет.

По его словам, формы подачи фотографии в сети «только нащупываются». «Пока очень много неграмотных попыток, но надо помнить — это очень молодая область».

Проще заработать?

Если говорить только о фотоснимке, считает Борис Мурадов, то «как раньше были хорошие фотографии и плохие, так они есть и сейчас». Их качество не зависит от попадания в интернет.

По словам Мурадова, если с технической точки зрения продать стало несравненно проще — достаточно грамотно разместить свои фотографии в интернете,-то занять свое место под солнцем и начать зарабатывать могут немногие.

Разместить свои снимки можно в так называемых фотобанках или «стоках». Это архивы фотографий, где они хранятся для последующего коммерческого использования, например, для перепродажи дизайнерам.

По мнению Костюкова, рынок не может прокормить всех: «больше определенного количества гонораров на всех не хватит».

«Сейчас стало больше людей, фотографии которых могут попасть в СМИ. Но я не думаю, что профессионалов стало гораздо больше».

Ответственность перед зрителем

Интернет изменил реальность, в которой живут фотографы.

«Если я раньше на Камчатке снимал рыбаков, то мы расставались навсегда», — говорит Игорь Мухин.

«И эти рыбаки могли встретиться со своими фотографиями только, например, в журнале «Огонек». Сейчас же дело обстроит так: сегодня снял, завтра выложил фотографии в интернет, а через несколько часов рыбаки могут сказать — «сотри-ка ты эти фотографии».

Вместе с интернетом появилась вполне ощутимая ответственность фотографов перед своей аудиторией.

Дмитрий Шатров сравнивает каждый свой пост в ЖЖ с выходом на сцену перед многотысячной аудиторией, которую не видно из-за света софитов. По его словам, необходимо чувствовать зрителя, чтобы предсказывать реакцию на снимки.

У новостных фотографов на первом плане — ответственность за качество и скорость своей работы. Счет может идти на секунды.

«Мы отправили фотографию победителя забега на сто метров быстрее, чем конкуренты, — говорит Дмитрий Костюков. — И это может очень сильно повлиять на продажи. Если в Гонконге дедлайн, допустим, в четыре часа вечера, а этот забег в 16:15, то там сидят редакторы и ждут не лучшей фотографии, а первой, которая будет на ленте».

Уровень погружения

«Непрофессионал может сказать „у меня не получилось“ или „у меня отключился фотоаппарат, я не смог, у меня было плохое настроение“ — все, что угодно. А когда для вас это работа, вы должны принести фотографии и выжать все, что возможно из этого события», — говорит Костюков.

Однако преимущества профи иногда не столько очевидны. С развитием гражданской журналистики стало понятно, что обычные люди часто становятся очевидцами событий, на которые фотограф-профессионал мог просто не попасть по той или иной причине.

«Или, — развивает тему Костюков, — у них может быть доступ к информации, к которой нет доступа у журналистов».

Теперь, говорит он, профи пытаются соответствовать любителям: «Я имею ввиду, не по уровню профессионализма, а по уровню погружения в тему. Когда вы снимаете своего друга, то он ведет себя так, как не будет себя вести с незнакомым человеком. И это влияет на ваш конечный результат».

Борис Мурадов даже не стал проводить разницы между двумя категориями фотографов: «Искусство — это когда ты видишь фотографию, и она заставляет тебя сопереживать».

Глеб Федоров
bbcrussian.com


Назад

Открыть учебник

© 2007—2017 Models.ua
Все права защищены. Копирование материалов представленных
на сайте возможно только со ссылкой на сайт models.ua.

Создание сайта — студия «Март»